Закаливание организма по средствам использования упражнений и игр на воде. Игра - урок "закаливание организма" Дидактические игры про закаливание
Цель занятия по закаливанию детей:
— учить детей движениям и действиям, направленным на самооздоровление, способствующих профилактике простудных заболеваний;
— снимать психологическую заторможенность детей, используя музыкально-двигательные задания;
— учить детей удивляться, интересоваться предметом и действием с ним;
Развивать умение быть организованными, приспосабливать предмет к своим действиям; воспитывать самостоятельность, способствовать эмоциональному комфорту детей в дошкольном учреждении.
Оборудование: мягкие модули, игрушка гномик, маска солнышка, коврик резиновый с шипами, циновка, ребристая дорожка, ящик с камешками, «апельсиновая» дорожка, пластиковые бутылки с фольгой и дыхательными трубочками, кубы, тоннель, осенние листья, раздаточный материал (грибы), цветные карандаши, листы бумаги с изображением солнца.
1. Побудка.
Воспитатель (В.) (в маске солнца обращается к детям).
Солнце встало из-за тучки,
К вам протягивает ручки -
Просыпайтесь, детвора,
Вам вставать уже пора!
Я согрею вас теплом,
Своим ласковым лучом!
Я, солнышко лучистое,
Люблю играть с детишками.
Поздороваться без слов
Приглашаю всех мальцов!
Поздороваемся:
Глазками,
Кивком головы,
Ладошками,
Пожатием руки,
С помощью улыбки.
А теперь скажем все вместе «Здравствуйте!»
В. Я ласкаю всех теплом,
Я люблю наш светлый дом!
Кузя-гномик, выходи,
Нас массажу научи.
Сюрпризный момент. В руках воспитателя появляется игрушка гномик.
2. Точечный массаж.
Гномик в пальчиках живёт.
Он здоровье нам несёт.
(Дети сгибают и разгибают пальцы рук.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Начал гномик наш играть.
(Фалангами пальцев массаж точек у крыльев носа.)
А потом спустился ниже,
Прямо к ротику поближе.
(Массаж точек над верхней губой.)
Гном в окошко посмотрел.
Засмеялся, улетел.
(Массаж пальцами надбровных дуг.)
Прятался за ушками,
Словно за подушками.
(Массаж точек ушной раковины.)
Мы возьмём его в ладошки,
Помашем ручками немножко.
(Расслабление кистей рук.)
В. Лучик в комнате играл
И дорожку показал.
По дорожке мы пойдём,
Ножки наши разомнём!
(Ходьба по «дорожке здоровья».)
3. Игровое двигательное упражнение «Художники».
(Дети зажимают между пальцами ноги карандаш и дорисовывают лучи солнцу.)
4. Дыхательная гимнастика «Ветерок».
(Упражнение с использованием пластмассовых бутылок, заполненных фольгой и дыхательными трубочками.)
Ветер, ветер, ветерок
Засвистел у наших ног,
Спрятался от наших глаз,
Поиграем с ним сейчас.
5. Подвижная игра «Поезд».
(Используются элементы дыхательной гимнастики, контрастные воздушные ванны при переходе из помещения в помещение с разным температурным режимом.)
В. Слышу шум и стук колёс,
Это едет паровоз.
Становитесь все за мной,
Мы поедем в лес густой.
Дети. Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Чух-чух! Чух-чух!
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Сто вагонов я тащу!
(Паровоз объезжает препятствия, дети продвигаются змейкой между кубов.)
(Паровоз едет через тоннель, дети пролезают в него.)
В. Ребята, остановка «Лес».
Игровые имитационные упражнения:
«Собираем грибы» (наклоны вперёд);
«Срываем рябину» (тянемся на носочках);
«Переступаем колючие кусты» (ходьба широким шагом);
«Медведи» (ходьба на внешней стороне стопы, руки чуть согнуты в локтях перед собой);
«Лиса» (ходьба на носках);
«Зайчики» (прыжки с продвижением вперёд);
«Тигры» (ходьба с движением рук перед собой);
«Гусеница» (ползание);
«Змея» (вдох медленный через нос, выдох с произнесением «ш-ш»).
В. Загудел паровоз
И вагончики повёз.
Чух-чу! Чух-чу!
Далеко укачу.
Дети. Возвращаемся домой
Все с улыбкой озорной.
Умываемся водичкой -
С настроеньем - ключевой.
6. Пальчиковая игра «Водичка-водичка».
Водичка-водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
(Умывание прохладной водой лица и рук до локтя.)
В. Умываемся и даже не вытираемся,
Ручками обмахиваемся.
Воздушное полотенце личико вытирает,
Здоровье на личике, на ручках оставляет!
Чтоб здоровья набираться,
Надо, дети закаляться!
Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.) Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, хорошее, светлое.) Тогда будьте здоровы и до свидания!
Занятие по закаливанию детей подготовила А. Шевко
Игры в ЛФК подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы: 1) игры на месте; 2) малоподвижные; 3) подвижные; 4) спортивные. Они позволяют использовать избирательное воздействие, достаточно точную дозировку интенсивности упражнений, разносторонних по своему влиянию на волевые качества больных. Игры применяются в целях нормализации функций или закрепления различных компенсаций.
2.4.5. Естественные факторы природы
Естественные факторы природы применяются в следующих видах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных водоемах и в море.
Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.
Закаливание - комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.
Закаливание - одно из важнейших направлений профилактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах. Закаливание можно рассматривать как адаптацию, которая достигается путем систематического многократного воздействия того или иного физического фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых физиологических функций, направленную на обеспечение гомеостаза; при этом совершенствуются нейрогуморальные и обменные процессы в различных органах и системах.
Закаливание специфично, т.е. определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию определенного физического фактора.
Организм человека, несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов, обладает высокой способностью сохранять
постоянство своей внутренней среды (состав крови, температура тела и т.п.), при которой только и возможна его жизнедеятельность. Малейшее нарушение этого постоянства уже свидетельствует о заболевании.
Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.
Наиболее эффективны систематические закаливающие тренировки с использованием воздействия разнообразных природно-климатических факторов.
Приступая кзакаливанию воздухом, водой и солнцем, необходимо учитывать следующее.
Закаливание необходимо начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой и др.) и только после этого постепенно увеличивать закаливающую дозировку и переходить к более сложным формам. Приступать к купанию в холодной и ледяной воде можно только после соответствующей подготовки и консультации у врача.
Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе. При этом нужно одеваться так, чтобы не испытывать в течение продолжительного времени ни холода, ни излишнего тепла (чрезмерное укутывание создает тепличные условия для кожи и сосудов, что способствует перегреву, а понижение температуры приводит к быстрому переохлаждению и
простуде).
Нельзя злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода нельзя допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.
Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. Под их воздействием происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расширяются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.
При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость организма к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это
совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость организма заболеваниям.
Злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные осложнения, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, а при повышенной радиационной активности солнца - развитие лейкемии. Поэтому, приступая к солнечным закаливающим процедурам, необходимо строго соблюдать постепенность и последовательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, климатические и радиационные условия солнцестояния и другие факторы.
Начинать прием солнечных ванн лучше летом - утром (с 8 до 11 ч), весной и осенью - днем (с 11 до 14 ч) в защищенных от ветра местах.
Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в течение 10- 20 мин, постепенно увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 мин с доведением ее до 2-3 ч (не более). Через каждый час закаливания необходимо не менее 15 мин отдыхать в тени.
Закаливание воздухом является простейшей, наиболее доступной и легко воспринимаемой формой закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы. Такое закаливание можно проводить независимо от времени года и погодных условий (во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, во время прогулки и др.).
Важной формой закаливания являются воздушные ванны (табл. 2.2). Начинать их прием лучше всего в теплые дни в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений), при этом продолжительность процедуры дозируется индивидуально (в зависимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, а также в соответствии с температурой и влажностью воздуха).
Таблица 22 Продолжительность процедуры закаливания (мин)
Закаливание водой. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, сочетаемые с физическими упражнениями, массажем, являются мощным стимулятором бодрости и источником здоровья.
Влияние холодной воды рефлекторно вызывает сужение сосудов кожи (а в ней содержится "/ 3 объема крови). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и в мозг и несет с собой дополнительные питательные вещества и кислород к клеткам организма. Вслед за первоначальным кратковременным сужением кожных сосудов наступает вторая рефлекторная фаза реакции - их расширение, при этом происходят покраснение и потепление кожи, что сопровождается приятным чувством тепла, бодрости и мышечной активности. Сужение, а затем расширение кровеносных сосудов являются как бы гимнастикой сердечно-сосудистой системы, способствующей интенсивному кровообращению. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резервной массы крови, особенно находящейся в печени и селезенке.
Под воздействием холодной воды активизируется диафрагма, усиливается вентиляция легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благоприятно сказывается на повышении окислительных процессов и обмене веществ в целом. Однако основным моментом в закаливании водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой
готовности».
В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаждении тела происходит стойкое сужение сосудов кожного покрова, чрезмерно увеличивается потеря тепла, а теплопродукция оказывается недостаточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным последствиям. Поэтому при закаливании организма холодной водой большое значение следует придавать дозированию Холодовых нагрузок и постепенности в их наращивании.
Особенно благоприятна комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные формы закаливания с двигательной активностью.
Обтирание тела - наиболее мягкое средство закаливания. При этом вначале следует использовать воду комнатной температуры, снижая последнюю постепенно, в течение 2-3 нед,
до 10-12 °С. После адаптации к обтиранию можно приступить к обливанию или душу.
Эффективным средством закаливания, интенсивно тренирующим механизм терморегуляции и значительно повышающим тонус нервной системы, является контрастный душ (попеременно теплый и холодный). В зависимости от разности температуры воды различают сильноконтрастный душ (перепад температуры более 15 °С), среднеконтрастный (перепад температуры воды 10-15 °С) и слабоконтрастный (перепад температуры воды менее 10 °С).
Практически здоровые люди мо|ут начинать закаливание со среднеконтрастного душа и по мере адаптации к нему переходить к сильноконтрастному.
Купание в открытых водоемах - наиболее действенное средство закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не менее 2-3 купаний в неделю. При плавании водная среда оказывает легкое массирующее воздействие на тело - мышцы, подкожные сосуды (капилляры) и нервные окончания; одновременно происходит повышенный расход тепловой энергии, в то же время усиливается теплопродукция в самом организме, которая обеспечивает сохранение нормальной температуры тела при правильном дозировании на весь период купания.
Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, а также от степени тренированности и состояния здоровья занимающихся закаливанием.
Систематическое закаливание водой обязательно для всех, кто хочет достигнуть высшей формы закаливания холодом - «моржевания». Зимнее плавание дает наибольший закаливающий эффект.
2.5. Формы и методы лечебной физической культуры
К основным формам проведения ЛФК относятся: а) утренняя гигиеническая гимнастика (УГТ); 6) процедура (занятие) ЛГ; в) дозированные восхождения (юрренкур); г) прогулки, экскурсии и ближний туризм.
2.5.1. Утренняя гигиеническая гимнастика
Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма.
Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Здесь неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом надо учитывать состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.
Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин, в комплекс включают 9-16 упражнений. Это могут быть общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, дыхательные упражнения, упражнения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.
Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.
Следует начинать с простых упражнений (разминка), а затем переходить к более сложным.
Каждое упражнение несет определенную функциональную нагрузку.
Ходьба медленная. Вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения, «настраивает» на предстоящее занятие.
Упражнение типа потягивания. Углубляет дыхание, увеличивает подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, укрепляет мышцы плечевого пояса, исправляет осанку.
Поднимание рук с отведением их в стороны и назад, медленные вращения плечевых суставов, сгибание и разгибание рук. Эти и подобные движения увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы рук.
Упражнения для стоп. Способствуют увеличению подвижности суставов, укреплению мышц и связок.
Приседания. Укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетренирующее влияние.
Ходьба с медленным глубоким дыханием. Способствует рас слаблению и восстановлению функций организма.
Рывковые и маховые движения руками. Развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды движений.
Наклоны туловища вперед. Укрепляют мышцы спины, увели чивают гибкость позвоночника (хорошо сочетаются с глубоким, энергичным дыханием).
Прогибание и другие упражнения для мышц спины и позво ночника. Способствуют увеличению его гибкости.
Выпады с движением рук и туловища. Хорошо развивают и тренируют мышцы ног.
Силовые упражнения для рук. Увеличивают мышечную силу.
Повороты, наклоны, вращение туловища. Увеличивают подвиж-
ность позвоночника и укрепляют мышцы туловища.
13. Поднимание вытянутых ног в положении лежа. Укрепляет мышцы брюшного пресса.
14. Бег, прыжки. Тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость.
15. Ходьба в конце занятия. Способствует равномерному снижению
физической нагрузки, восстановлению дыхания.
При легких недомоганиях применяйте слабодействующие процедуры: обливание замените обтиранием, используя воду на 2-3 градуса теплее той, которую применяли ранее. После выздоровления, температуру воды следует вновь постепенно понизить.
Систематичность. Проводить процедуры следует в одно и то же время суток, иначе неподкрепляемый условный исчезает.
Способы закаливания
Воздух. Воздушные ванны должны предшествовать другим видам закаливания и проводиться систематически с 1,5-2-месячного возраста. Для этого ребенка следует раздеть и на 2-3 минуты положить в кроватку или на пеленальный столик. Во время процедуры, малыша следует несколько раз перевернуть со спины на живот и обратно.
Проводите воздушные ванны 2-3 раза в день по 1-2 минуты. Постепенно увеличьте количество процедур до 4-х раз в день, а время до 10-15 мин.
Обязательно приучайте ребенка к ежедневным прогулкам, но не укутывайте его. Иначе в будущем он начнет болеть от малейшего дуновения ветра. Сухие и теплые стопы безошибочный показатель температурного комфорта малыша. А еще ребенку полезно спать на свежем воздухе. Особенно это показано легковозбудимым малышам и детям с ослабленным здоровьем.
Вода. Водные закаливающие процедуры - это обтирание, обливание и купание. Начинать следует наиболее щадящей и простой - с обтирания. Быстро оботрите руки, шею, живот, спину и ноги ребенка мягкой рукавичкой или губкой, смоченной в воде, затем разотрите его сухим полотенцем до легкого покраснения кожи. Эта процедура наилучшим образом подходит для закаливания детей грудного возраста.
Имейте в виду, что вода должна быть теплой, около 33-35º C, и чуть соленой (1 ч. ложка соли на 1 ст. кипяченой воды). Постепенно градус нужно снизить. К тому моменту, когда малышу исполнится год, вода должна быть комнатной температуры (28º C).
Обтирание детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) проводят обычной водой 31-33º C, постепенно снижая ее температуру до 26-25º C.
Для обтирания детей дошкольного возраста, температура воды первое время должна составлять 30-32º C. Постепенно, через каждые 3 дня, ее снижают на 1 градус. Для 3-4-летних детей ее можно довести до 20-22º C, а для 5-6-летних - до 18-19.
Более серьезной и действенной процедурой является обливание детей с 2-3 лет из лейки в течение 20-30 секунд. После этого их следует энергично растереть полотенцем. Но учтите, обливать нужно тельце ребенка - мочить голову не рекомендуется. Температуру с 34-36º C нужно постепенно снижать до 25-27. Обливание детей старше 3 лет начинают водой 30º C.
Хорошо закаляет детей ежедневное мытье ног перед сном прохладной водой. Температуру воды постепенно снижают с 28º C до 16-18. Эта гигиеническая процедура должна стать для ребенка привычкой, и с 5-6 лет он должен выполнять ее самостоятельно.
Солнце. Солнечные ванны - отличная закаливающая процедура. Она повышает сопротивляемость организма различным заболеваниям, особенно рахиту. Но перед этим стоит проконсультироваться с врачом.
Солнце действует на организм сильнее, чем вода и воздух, поэтому солнечным ваннам обязательно должны предшествовать воздушные и водные упражнения.
Подвижные игры на свежем воздухе как способ закаливания детского организма у детей с нарушением интеллекта в ДДИУОД
(из опыта работы)
Дети с нарушением интеллекта - особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, нарушение речи, страдает эмоциональная сфера. Поведение хаотично и плохо управляемо. Ребёнок плохо переключается с одного вида деятельности на другой. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к ограниченности, малоподвижности зоны ближайшего развития этих детей.
Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.
У детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики. Поэтому неотъемлемой частью физического воспитания и режима дня является закаливание как средство сохранения и укрепления здоровья детей, тренировки защитных сил организма
В настоящее время закаливание получило всеобщее признание как одно из действенных средств укрепления здоровья не только взрослых, но и детей. Под этим термином понимается правильно составленная система физических воздействий, которая способствует тренировке адаптационных возможностей организма и мобилизации всех защитных сил для сохранения нормального состояния. Обычно под закаливанием понимается комплекс воздействий,
направленных на улучшение приспособляемости организма к резким изменениям метеорологических факторов: температуры, влажности и движения окружающего воздуха, степени и продолжительности облучения солнечными лучами. При более глубоком изучении физиологической сущности закаливания стало очевидным, что оно способствует совершенствованию регулирующей функции центральной нервной системы, выработке наилучших адаптационных реакций организма не только в ответ на изменения погоды, но и на другие внешние воздействия. Установлено, что регулярно принимающий закаливающие процедуры, гораздо реже болеет, особенно процедурными заболеваниями, связанные с переохлаждением. А также легче переносит любое заболевание, быстрее выздоравливает и имеет некоторый иммунитет к «зимним болезням».
Мой опыт показал, что подвижные игры на свежем воздухе делают закаливание более интересным и увлекательным. В организации игры проявляется мастерство педагога. В руководство игрой входят наблюдение за каждым играющим и игрой в целом, регулирование нагрузки, коррекция неправильных действий, стимулирование и эмоциональная поддержка играющих, предотвращение конфликтных ситуаций.
Подготовка к проведению подвижной игры начинается с ее выбора. При этом важно учесть состав группы, возраст, медицинские показания, количество участников, условие, место и форму проведения игры. Например, утреннюю зарядку для детей можно провести под музыку в виде игровых имитационных упражнений, каждое из которых имеет свое название: «Лошадка», «Силачи», «Березка», «Пружина» и т.д. Подвижным играм на воде должны сопутствовать хорошие погодные условия и абсолютная безопасность. При проведении спортивного праздника заранее должен быть составлен его сценарий с описанием содержания и последовательностью подвижных игр, эстафет, полос препятствий, спортивных игр, включенных в программу, с назначением ответственных за проведение каждой игры
Любой игре предшествует объяснение, которое дается в следующей последовательности:
1)название игры;
2)роли играющих и их расположение на игровой площадке; 3)правила и ход игры;
4)определение победителя.
Поэтому для преодоления и компенсации недостатков в развитии является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.
Так же игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему.
Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире.
Не случайно В.В. Зеньковский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. психологи детства считают игру основным средством социализации личности. Благодаря игре в психике ребенка формируются качества, подготавливающие переход к высшей стадии развития. Глубочайший биологический смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В.М. Лебедев).
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дети с нарушением интеллекта отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения.
Желание играть - главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Особая ценность подвижных игр для детей с нарушением интеллекта заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех.
Используя игру в своей работе у детей появилась положительная динамика развития. Улучшилась координация движений, речь и память, дети стали более, самостоятельней, спокойней, эмоционально отзывчивей, чаще улыбаются, идут на контакт со взрослыми и детьми.
Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов - физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки - приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.
Список литературы:
Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы /под редакцией. – М.: ВЛАДОС, 2010.
Конеева Е.В. Детские подвижные игры– Ростов – на Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка).
Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.:1998.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.И. Игралочка. – М.: Баласс,2001.
Стаковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. –М.:2005.
Тема: Закаливание организма.
Цель и ожидаемые результаты: дать элементарное представление об охране здоровья, о зимнем закаливании; знать что такое закаливание и виды спорта; прививать любовь к спорту.
Оборудование: рисунки о спорте, видеозапись о зимних видах спорта, плакат «Хочешь быть здоровым - закаляйся!».
Ресурсы: рисунки, таблицы, оценочные листы, цитаты.
Ход урока:
«Денсаулық - зорбайлық»
«Здоровье - большое богатство».
I .Психологический настрой: (чтение стихотворения по ИКТ)
Мы зарядку делали, Чтоб зимой у нас пятерки
Прыгали и бегали, Зазвенели в дневнике,
Стали загорелыми Мы зарядку делали,
Сильными и смелыми. Прыгали и бегали,
Мы зимой катались с горки, Стали загорелыми,
Летом плавали в реке. Сильными и смелыми.
II .Вводная беседа: Учитель обращает внимание детей на плакат
«Хочешьбыть здоровым - закаляйся!».
Объясните, как вы понимаете эти слова.
III. Учитель показывает кадры видеозаписи о зимних и летних видах спорта, одновременно беседуя с детьми.
Знакомы ли вам эти виды спорта?
Какая польза от занятий спортом?
Какие еще виды спорта вы знаете?
(ответы детей, похвала, поощрение)
IV . Чтение притчи:
Один юноша все время жаловался на свою бедность.
Почему ты жалуешься? Ведь у тебя есть большое богатство!-
Воскликнул старик.
Где же оно? – удивился юноша.
Твои глаза. Что бы ты хотел получить хотя бы за один твой глаз?
Нет, свой глаз я никому не отдам ни за какие богатства,-ответил
Юноша.
Хорошо, тогда дай мне твои руки. А я за это всего тебя осыплю золотом.
Нет, своих рук я никому не отдам, если даже мне предложат за них
целую гору золота.
Теперь ты сам видишь, как ты богат. Поверь мне самое большое богатство
человека – это здоровье. Его нельзя купить ни за какие деньги, сказал
старик.
V .Мозговой штурм: (вопросы для обсуждения)
*Почему здоровье - самое большое богатство человека?
*Что вы делаете для сохранения своего здоровья?
VI . Работа с учебником и дневником наблюдений. Слайдовая презентация:
«Закаливание организма»
а) Чтение детьми текста из слайда и чтение стихотворений.
б) Беседа по содержанию рисунков.
в) Составление рассказа по рисунку.
г) Нарисовать в дневнике наблюдений рисунок на тему:
«Моя любимая игра зимой».
«Моя любимая игра летом».
VII . Презентация рисунков.
VIII . Работа в группах.
Дети выбирают для своей группы рисунок одного из видов спорта и рассказывают о его закаливающем влиянии на организм человека.
IX .– Д/з. Попробуйте дома составить рецепты от грусти и плохого настроения.
Для этого мы прочитаем примерный рецепт от лени:
«Перед сном составить план дел на завтрашний день. Выпить стакан молока с медом для крепкого сна. С утра, встав с постели, хорошенько потянутся, сделать зарядку, позавтракать и громко перечислить вслух все, что было сделано, и составить план на завтра».
X . Подведение итогов урока: Учитель совместно с детьми выясняет, что зимние и летние виды спорта - лыжи, фигурное катание, прыжки с трамплина, конькобежный спорт, плавание, бег - это лучшее лекарство от болезней.
Урок заканчивается словами.
Чтобы быть здоровым, сильным,
Нужно, дети, закаляться.
Чтоб успешно закаляться,
Нужно спортом заниматься.